Статьи
June 27

Даосские советы для царств

Даосская традиция начинала формироваться во времена «Борющихся царств». Это период сильной феодальной раздробленности, когда все воевали против всех. Многие умы того времени пытались решить задачку: как же упорядочить все события, как выстроить государство, чтобы его не раздирали ни враги, ни внутренние распри.

Кто-то предлагал во всём придерживаться выверенного протокола поведения — так, чтобы не возникало ни лазейки для бесчинств. Кто-то предлагал жёстко придерживаться чётко прописанных законов и назначать награды и наказания без преференций. Кто-то предлагал ничем не сдерживать политическую волю, но оценивать все действия только по последствиям. Тогда возникли такие известные течения как конфуцианство, легизм, моизм.

Даосизм как психо-философское течение возник тогда же, во времена Борющихся царств в 5-м веке до нашей эры. Храмово-религиозную форму даосизм начал приобретать лишь спустя 600 лет на фоне слухов о приближающемся конце света.

В ранних даосских текстах есть немало прямых советов для правителей царств. Вот выдержка из Дао дэ цзин

Большое государство – это поток, текущий вниз. Все в мире сходится в нем, соединяясь.
Таково женское начало мира.
Женское начало мира с помощью постоянства покоя побеждает мужское начало.
Через состояния покоя располагается внизу.

Потому, когда большое государство способно поместить себя ниже маленького государства, тогда оно овладевает маленьким государством.
Когда маленькое государство способно расположить себя ниже большого государства, тогда оно овладевает большим государством.

Причина этого заключается в том, что возможно, располагаясь ниже, тем самым овладеть.
Возможно расположиться ниже, чтобы овладеть.

Большой народ не мечтает быть использованным как скот, но и маленький народ не стремится прислуживать другим. При столкновении интересов большому народу лучше занять позицию ниже малого.