Даосские принципы управления обществом
Многие исследователи-синологи сходятся во мнении, что если бы даосам удалось реализовать свои взгляды на идеальное общество на практике, то не было бы никаких империй. Люди жили бы небольшими уютными коммунами, сотрудничали бы без особой централизации, горизонтальные связи между людьми и общинами прорастали бы естественно, как корни травы под землёй органично сплетаются в цельный ковёр без пульта управления.
Природа служит примером даосскому наставнику при управлении делами. Органичность и естественность, не-насильственность и не-нарочитость — вот ключевые принципы организации всего в мире по-даосски.
Одно из ключевых божеств религиозного даосизма — 土地公 tǔ dì gōng — сегодня считается богом богатства, ему делают подношения, когда хотят денег и успеха. Но в древние времена это божество было духом корней травы. К нему обращались, чтобы урожай лучше рос. Таким образом, богатство плотно связано со здоровыми социальными связями. Естественность и органичность человеческих связей вне идеологий, доктрин и диктата сверху — важнейший фундамент для процветания, успеха и богатства.
Даосский взгляд на общество гласит следующее: пусть все занимаются своими делами, никто ничего не станет решать за других. Министры решают большие военно-политические вопросы, региональные наместники следят за экономикой в регионе, крестьяне ухаживают за урожаем, ремесленники делают полезные изделия, поэты сочиняют стихи, которые радуют и исцеляют сердце, актёры развлекают людей, помогая им сбросить залежавшиеся эмоции. В тексте Чжуан-цзы есть много критики в адрес знатоков, мыслителей, философов, которые сами ничего не делают, но только забивают людям голову концепциями, совершенно оторванными от реальности.
Перечисляя разные общественные страты, я не упомянул даосских мастеров и высших правителей. Даосский мастер находится в контакте с божествами и подсказывает им, где в общественной ткани возникают перекосы и искажения. Умея направлять внимание больших древних сущностей, даосский мастер выступает как целитель, который улучшает функционирование общества. Он помогает обществу вернуться к естественным органичным паттернам, сбросить груз сложных умопостроений и умозавихрений.
Сложные умопостроения несут только вред. Их распространяют умники и знатоки, которые просто придумывают какие-то концепции, безответственно их распространяют, наслаждаясь вниманием к своей персоне. Они совершенно не осознают, какой эффект могут оказывать распространяемые ими концепции. Они думают, что мысли — это просто мысли. Но мысли, попав в человека, запускают каскад эмоций, энергетических процессов в теле. Одна безответственно брошенная мысль может привести к возникновению болезней, эпидемий, сокращению жизни, войнам и разрухе. Концепции — это не повод для праздной болтовни. Это мощное оружие, которое нужно держать под контролем. Даосский мастер освобождает людей от гипноза и колдовства, наведённого умниками и философами.
Задача же высшего правителя — это ясная и стабильная медитация на древность. Древность — от слова «древо». Нынешнее состояние общества является органичным продолжением всего исторического процесса. И каждым своим вдохом мы все задаём вектор развития на века вперёд. Наш образ мыслей, привычные эмоции, энергетические процессы в нас создают тональность, звучание, мелодию, которая направляет и определяет то, в каком будущем мы все окажемся. Роль правителя — это вырабатывать в себе устойчивое состояние духа, которое будет работать как камертон, заставляя сердца людей сонастраиваться на эту волну. И это должна быть такая волна, которая будет вести развитие общества к счастью и процветанию на века вперёд.
В Дао дэ цзин есть очень ясная градация правителей. Наилучшим правителем является такой, которого я описал. Наихудшим — такой, который влезает во все дела, вмешивается во все процессы, делает много ручной трудной работы, вызывая отторжение и презрение у людей. Задача правителя — быть как Небо. Оно есть там наверху, оно охватывает всё живое незримой, но бережной аурой. Когда правитель переходит на решение реальных задач — он схлопывается в функциональную точку и перестаёт излучать небесную ауру. Тогда люди чувствуют себя небезопасно и начинают творить глупости.
В ближайшее время я планирую записать небольшой курс о даосских принципах управления обществом. Этот мини-курс будет интересен предпринимателям, чиновникам, влиятельным и популярным людям, всем, кто управляет социальными системами. Там вы найдёте практические смыслы, которые помогут вам делать ваше сообщество более естественным и органичным, а значит здоровым и успешным.
Записаться на курс: https://postig.ai/daosocio