Две стороны монеты
Начнем для простоты с денег. Есть распространённый и довольно устаревший миф: «деньги — это грязь». На самом деле, за этой глупой идеей лежит обвинение себя, недоверие себе — что-то типа: «я не способен обращаться с деньгами чисто, с деньгами я наделаю подлостей». Обвинение себя оборачивается обвинением денег в их грязноте.
Любое обвинение, бросаемое наружу, является оборотной стороной обвинения, направленного на себя.
Я долгое время обвинял успешных людей в том, что деньги для них на первом месте, что они ни капельки не станут помогать бесплатно, жадюги. Но потом я понял, что обвиняю себя в том, что при всех моих талантах и знаниях я непростительно ленив и не собран, чтобы начать нормально зарабатывать самому.
Я научился видеть обе стороны каждой монеты.
— Ты должен прекратить меня унижать! — А нет ли момента, в котором ты сам продолжаешь себя унижать?
— Ты плохо делаешь! Тебе должно быть стыдно! — А нет ли в тебе чего-то, чего ты сам в себе стыдишься?
— Я тебя ненавижу! Я хочу тебя уничтожить! — А достаточно ли ты заботишься о себе и бережёшь себя?
В других людях мы прежде всего видим то зло, которое боимся заметить сами в себе. Чем больше зла мы видим в других, тем больше зла пытаемся не заметить или оправдать в себе.
В этом смысле путь полководца — это очень сложная задача. Как совершать силовые воздействия и при этом не впадать в зло и ненависть? Это непросто. Человек, охваченный гневом, яростью, непримиримостью — не может мыслить ясно. И не может придерживаться стратегии, не может управлять процессом. Ярость и озлобленность — это мораль для солдат. Спокойствие и ясность — это мораль для лидера. Чем ты спокойнее и яснее, тем лучше ты видишь всю картину. И тем дольше ты проживёшь.
Величайший стратег времён Троецарствия Чжугэ Лян писал:
Тот, кто распознаёт предательство и опасность, кто завоёвывает преданность других — командир над десятью воинами.
Тот, кто обладает воинственным характером и сердцем тигра, кто знает трудности войска и спасает людей от голода и холода — командир над десятью тысячами воинов.
Тот, чья гуманность простирается на всех, находящихся под его началом, чьей верностью и справедливостью завоёвывается преданность соседних государств, кто распознаёт знамения Неба наверху, знаки Земли внизу и дела Человеческие посередине, кто считает всех людей своей семьёй — является полководцем Поднебесной, тем, кому невозможно противостоять.