Примирение с миром, не отказываясь от перемен
У меня вечный вопрос :-) ты говоришь про «не бороться с реальностью», в то же время есть рекомендации про то, чтобы почувствовать, каким я хочу делать мир, увидеть идеальную картину мира, которая от сердца. Это два разных состояния. 1) Как бы сдаться и не рыпаться, просто стараться в этом несущемся потоке не удариться о камни, и не пытаться держаться за ветки, тратя силы. 2) Пытаться сам поток куда-то повернуть. Силой намерения, наполненного энергией действий (?), желаний (?).
Как это сочетать? Если я несусь в потоке, но он отличается от моей идеальной картины мира, то возникает постоянное чувство неудовлетворения. Это ж и есть борьба с реальностью?
Я часто говорю, что не надо спорить с реальностью. Одновременно у каждого из нас есть свои идеи, как можно было бы что-то улучшить в собственной личной и профессиональной жизни, что-то улучшить в районе, в сообществе, в мире. И я также говорю, что нельзя пренебрегать своими устремлениями, что нужно позволять своим глубочайшим устремлениям и призваниям разворачиваться на полную, давать материализацию.
Любые действия по улучшению мира меняют мир. То, что было до изменений, перестаёт существовать. Мы уничтожаем старое состояние дел и создаём новое. Что это, если не спор, не борьба, не уничтожение зла ради провозглашения добра?
Если не спорить, не бороться с миром, то это же значит, что его надо принимать как есть — а это значит вечно мириться и соглашаться с тем, что дают, даже не озвучивать своих запросов, а уж тем более не возражать и не менять обстоятельства.
Либо то, либо другое. Так кажется.
Когда мы говорим о том, чтобы принимать мир, как он есть, то речь идёт сразу о всём мире. Включая нас самих. И если в нас самих есть боль, обида, дискомфорт, несогласие с тем, как сложились обстоятельства, то принимать мир как он есть означает принимать всю эту реальность целиком. Да, происходят такие-то события, да, кому-то они нравятся, да, мне они не нравятся. Всё это есть, всё это факт, мои чувства тоже факт этого мира. И я принимаю весь этот мир вместе со всеми встроенными в него в данный момент противоречиями и конфликтами интересов и сил.
А когда в системе есть внутренние напряжения, то они неизбежно приведут к конфликтной разрядке рано или поздно.
И именно такой мир — со всей его правдой про конфликты и противоречия — принимать как есть не хочется. Не хочется верить в то, что люди могут не понимать друг друга. Не хочется принимать тот факт, что у разных сторон могут быть разные представления и интересы. Не хочется признавать, что у нас самих могут быть трудные чувства. Не хочется знать, что другим внешним силам нет до нас никакого дела.
Когда нам не хочется принимать этот непростой мир как он есть, то тогда мы
- или придумываем себе инфантильную сказку про котиков и единорогов, всячески отвлекаем себя развлечениями от конфронтации с проблемами,
- или тратим очень много эмоций и сил на драматические переживания о том, насколько мир и люди вокруг несовершенны, глухи и бессердечны, а в худшем случае — насколько плохи мы сами.
Ни то, ни другое ничему не помогает. Напряжения и противоречия остаются — просто мы отказываемся принимать участие в конфликтной разрядке.
Когда я говорю, что не надо спорить с реальностью, я имею в виду второй пункт — не надо тратить силы на жалобы о том, как всё плохо. Это помогает временно снизить напряжение, временно себя вымотать и ослабить — и отложить на потом конфронтацию с накопившимся напряжением.
Первый пункт тоже является спором с реальностью, только более с улыбочкой. Я не жалуюсь, как всё плохо, а лицемерю, что всё хорошо.
Спорить с реальностью, жаловаться «так не должно было произойти» — это нам не нужно.
Но если мы перестаём спорить с реальностью, если мы принимаем весь мир целиком со всеми его напряжениями и противоречиями, то и бороться с ним не приходится. Если мы приняли всё целиком, то мы можем сотрудничать с этой системой — достаточно аккуратно кольнуть в одном точно найденном месте — и процесс разрядки сам себя осуществит. Долго и нудно бороться с обстоятельствами приходится, если мы не нашли ключевую точку, в которой минимальное воздействие запустит мощный каскад сдвигов. А мы не нашли эту ключевую точку, потому что были невнимательны. Нам не хотелось вникать, всматриваться, вслушиваться. Мы просто берёмся за первую попавшуюся задачу и начинаем её тащить, а она сопротивляется, потому что все её хвосты увязли глубоко в ядре противоречий.
Мне непросто привести это к технической инструкции. Но в реальной работе с личными клиентами — на каждой встрече, с какой бы путаной проблемой клиент ни пришёл, мне удаётся повернуть его внимание к тому вопросу, который решает сразу всё, ну или сразу многое в его сегодняшней ситуации. Но для того, чтобы этот вопрос найти, чтобы выявить это корневое противоречие, нужно слушать, впитывать всё, что выгружает клиент на встрече. И, да, мои личные предпочтения могут быть таковы, что я бы ни за что не стал бы жить жизнью моего клиента. Мне многое может не нравится в его образе мыслей, в его бизнесе и личной жизни. Но если я буду брезгливо относиться к рассказам клиента, я не смогу быть достаточно внимательным к тонкостям его ситуации. Мне нужно принять реальность — не спорить с ней. Вот такой клиент, вот такая у него жизнь, вот такие у него проблемы. И тогда я могу расслабиться, снять с себя своё напряжение несогласия и неприятия реальности. И тогда среди крушащих друг друга великанов-ётунов можно найти самого тихого, самого интеллигентного, очень похожего на светлоликих асов трикстера Локи, который всё затеял.
Корень сложного узла проблем обычно выглядит совершенно непримечательно. Просто некое безобидное суждение, какая-то неагрессивная концепцийка. Которая даже похожа на правду, на откровение и вдохновение. И если задать вопрос в неё — направить на неё луч внимания, то многое можно исцелить. Но чтобы так получилось, нужно принять войну ётунов в ситуации клиента без брезгливости и припудривания.
В своих собственных делах и обстоятельствах помогает бесстрастность. Если радоваться удачам и печалиться провалам — если заниматься только эмоционированием, восторгами и возмущениями, — то так дело не пойдёт. Конечно, нужно дать эмоции отыграться. Но не стоит за неё цепляться, не стоит снова и снова, рассказывая друзьям о своих делах, заново запускать в себе эмоциональный отклик. Когда эмоция отыграла, пошла на спад и переварилась, мы можем перейти к фазе кардинальной честности — принятия всего как есть. Наступает бесстрастная ясность, чёткий фокус, ясные решения, верные выводы.
Затем совершаются точные действия, в которых есть хирургическая или самурайская точность попадания. И много тяжёлой борьбы делать не приходится. Момент концентрации, собранность, концентрированное сфокусированное действие — и отпускание. Потом события сами как-то происходят, получаешь какие-то последствия. Эмоционируешь. Трезвеешь. Делаешь новые выводы. И переходишь к новому точному действию. И снова отпускаешь.